Модель формирования медиакультуры учащихся
Модель развития медиакультуры личности учащихся в современной информационно-коммуникационной среде учреждения образования основывается на определении структуры и места медиакультуры личности в системе общей культуры личности.
Уровень развития медиакультуры личности учащегося, который проявляется в культуре его деятельности, поведения, общения и мышления, формируется на основе взаимодействия в информационном обществе и включает аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Представляя собой процесс общения, при котором происходит обмен культурной информацией, медиакультура не только предоставляет широкие возможности для общения людей во времени и пространстве, но и оказывает огромное влияние на специфику этого взаимодействия.
Средства массовой коммуникации в условиях социокультурного и медиаобразовательного пространства представляют собой разветвленную систему печатных, визуальных и аудиовизуальных средств, включая современное спутниковое телевидение, компьютер и Интернет выступают в качестве транслятора культурных ценностей и основных мировоззренческих установок личности, формируя как индивидуальное, так и общественное сознание.
Социальное и медиаобразовательное пространство представляет собой результат интеграции медиа и образования, в котором осуществляется образовательный процесс в условиях информационного общества. Учреждение образования, выступая социокультурным институтом, формирует целый комплекс факторов, влияющих на развитие медиакультуры личности учащегося посредством создания эффективной информационно-коммуникационной среды, в которой выделяются:
- субъекты медиадеятельности, под которыми мы понимаем носителя медиакультуры, осуществляющего социальное взаимодействие с помощью медиаресурсов - родители, учащиеся, педагоги-инноваторы, участвующие в организации информационно-коммуникационной среды;
- комплекс технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, который обеспечивает оперативный доступ к информации и осуществляет образовательные коммуникации;
- организационно-педагогические условия, которые отражают организацию педагогического воздействия по совершенствованию и образовательного процесса и максимальной индивидуализации обучения через привлечение учащихся к активной медиадеятельности;
- медиадеятельность, под которой подразумевается процесс восприятия существующих медиатекстов, создания и распространения собственных медиапродуктов в различных видах, формах и жанрах.
В структуре медиакультуры выделяют культуру передачи информации, культуру ее восприятия, а также систему уровней развития субъекта.
Медиакомпетентность личности, в свою очередь, представляет собой совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, определяющих особенности выбора, использования, критического анализа, оценки, создания и передачи медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализа сложных процессов функционирования медиа в социуме.
Повышение уровня медиакультуры личности учащегося позволит не только сформировать умения вступать в кросс-культурные коммуникации, развить способность ориентироваться в медиапространстве, способность воспринимать готовые медиатексты, критически оценивать их, но и сформировать умения создавать/ распространять собственные медиапродукты. В результате формирование медиакультуры личности учащегося выступает как обязательное условие успешной социализации будущего выпускника школы в условиях современного информационного общества.
</blockquote> <blockquote>
</blockquote>