Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Я (мой ребенок) пользуюсь (буду пользоваться) следующими платными образовательными услугами в школе
Всего 74 человека

Родителям обучающихся

Дата: 26 февраля 2016 в 11:57, Обновлено 17 мая 2018 в 16:26

Памятка-совет. Правила этики общения с ребенком в семье

Не подозревать дурного;

Не высмеивать;

Не выслеживать;

Не выспрашивать;

Не подшучивать;

Не принуждать к ответственности;

Не контролировать интимный опыт общения;

Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;

Создавать навыки общения в доме по принципу открытости;

Давать право на собственный опыт.

Памятка-совет. Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей

В школе:

Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;

Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;

Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;

Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему;

Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;

Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

В семье:

Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;

Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;

Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;

Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;

Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!

Избегать ортодоксальных суждений;

Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

Памятка-совет. К чему приводят обиды

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

К стремлению «уйти в себя»;

К изолированности;

К отчуждению во взаимоотношениях;

К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;

К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;

К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;

К повышению нервно-психической напряженности;

К снижению активности;

К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие;

К ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.

Памятка-совет. Когда ребенку обидно

Обидно, когда все беды валят на тебя;

Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;

Обидно, когда тебе не доверяют;

Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;

Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;

Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;

Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;

Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;

Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;

Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

Памятка-совет. Дети учатся жить у жизни

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

Если ребенок в терпимости, он учится принимать других;

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя;

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным;

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым;

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей;

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Правила эффективного общения родителей с детьми 

http://special3.shkola.hc.ru/images/roditeli_i_deti.gif

При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

  •    Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто... говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).
  •   Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете  сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.

 «Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Взрослый говорит ребенку следующее:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.

Как обеспечить психологическую безопасность ребенка. Памятка для родителей.

Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.

Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название «психологической безопасности».

В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.

Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с классными руководителями, педагогами их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние источники:

I. Физические:

1. Неблагоприятные погодные условия.

2. Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе.

3. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.

4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

5. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

П. Социальные:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках.

2. Межличностные отношения детей  с другими детьми, родителями, другими взрослыми. Детское сообщество, родители в силу каких- то причин могут отвергать ребенка (например, не оправдал ожидания). Могут проявляться грубость и жестокость. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.

3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

4. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе, семье.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате ребёнок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно грызёт ногти, сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит, не находя себе занятия);
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить следующие мероприятия:

– систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные процедуры;

– аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений (корица, ваниль, мята) и цветового решения интерьера(использование пастельных тонов светло-розового, светло-голубого, желтого, зеленого цветов), способствующих снятию напряжения;

– работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;

– музыкальную терапию – регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровление оказывает классическая музыка. 

– расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Живопись с помощью пальцев

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.

Живопись с помощью ног

Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать рисовать с помощью ног.

Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребенка.

Особое ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребенку рисовать, попробуйте сами нарисовать что-нибудь ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребенком вы могли ими управлять.

При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеенку. На нее положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.

Затем попросите ребенка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют ноги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребенку, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. Попросите ребенка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите на характерные отличия.

Пусть ребенок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Как только рисунок будет закончен, вымойте в ведре ноги, оботрите их и попросите ребенка распознать, что он нарисовал. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.

Работа с глиной

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ребенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды. Еще глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.

Ребенка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т.д. Необходимо иметь баночки с водой для смывания глины.

При работе позвольте ребенку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания:

– закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый или легкий?;

– отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;

– сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;

– соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;

– проткните глину;

– пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;

– оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей.

Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

Игры с песком

Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

а) при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

б) развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

в) с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Для игры с песком в помещении необходимы:

1) водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см;

2) чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 ящика;

3) вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок.

Отпечатки рук (ход занятий)

На ровной поверхности песка ребенок и родитель по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Необходимо задержать руку, слегка вдавив ее, прислушаться к ощущениям. Родитель рассказывает ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

Когда ребенок расскажет о своих ощущениях, перевернуть руку ладонью вверх: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?» Можно выполнять такие упражнения:

– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

– выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

– пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

– создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);

– пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком);

– можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.  Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

– поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола. Успехов!

Педагог-психолог Фролова М.В

Что делать, если ребенок говорит неправду?

http://special3.shkola.hc.ru/images/razgovor.jpg1.  Важно выяснить следующие моменты:

а) проявление лжи является следствием:

-    достижения благородных целей (героическая ложь);

-    личных отношений или личных интересов;

-    выдумки, фантазии (периода активного развития речи и воображения);

б) ребенок солгал случайно или преднамеренно;

в) если преднамеренно, то какова причина лжи. Возможные варианты:

-    попытка избежать наказания;

-    стремление привлечь к себе внимание;

-    наличие у ребенка проблем, требующих решения (в том числе болезненной потребности обманывать других).

2.  На ребенка оказывает влияние вся совокупность жизненных проявлений. Поэтому следует проанализировать, если ребенок говорит неправду, нет ли в этом вины взрослых:

-    не завышены ли требования к ребенку;

-    не опекают ли ребенка излишним вниманием;

-    не чувствует ли он себя отверженным в детском саду, семье;

-    имеет ли место соперничество, ревность между детьми;

-    не подражает ли ребенок кому-либо из окружающих;

-    не является ли это реакцией на жесткие наказания.

3.    Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибок взрослых, в том числе, если ребенок сам сознается во лжи. В последнем случае лучше выразить радость по поводу того, что он поступил честно.

4.    Не делайте замечание в присутствии посторонних, лучше наедине постарайтесь пояснять ребенку, почему следует всегда говорить правду, что следует за ложью.

5.    Бурная негативная, эмоциональная реакция взрослого на ложь лишь усилит чувство страха и его потребность лгать, чтобы избежать наказания.

6.    Не создавайте ситуацию для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.

7.    Старайтесь в повседневной жизни демонстрировать примеры честных поступков.

8.    Чем чаще ребенка будут поощрять за искренность, хорошие поступки, тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

Примечание: Проявление лжи в поведении детей младшего и старшего школьного возраста чаще всего является результатом отсутствия доверительных отношений со взрослыми.

Советы психолога родителям

ДЕСЯТЬ КЛЮЧЕЙ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:

– Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

Ваш ребенок  - пятиклассник!

Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные но классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (т.е, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.

Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к повзрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и соц. роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: рмы поведения установленные взрослыми отходят на второй план.

Пяти

упрямство, внутренние переживания,  стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженость.

Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым ( а близкие люди насмехаются и подшучивают над ними, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда); повышенная критичность к себе и окружающим.

Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.

И обобщая все сказанное: у ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания),  забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.

Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не всегда умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое.  Все это связано с нервно-психическим состоянием этого возрастного этапа.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ РОДИТЕЛЕЙ

ВАШ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Самая волнующая для родителей проблема – методы воспитания детей. Как преодолеть лень школьника? Как бороться с грубостью подростка? Как приучить к аккуратности, подтянутости, собранности?' Когда мы задаем себе вопрос, как добиться, как приучить, как преодолеть, как заставить, то это и есть вопрос метода воспитания.

В распоряжении родителей множество средств воспитания, среди них такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждением, организация жизни и деятельности детей, создание воспитывающей ситуации, одобрение и осуждение. Каковы пути, правила применения каждого из них?

Воспитание – это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово. Оно может быть осуждающим, суровым, холодным, поощрительным, ласковым, подбадривающим, ироническим, насмешливым, саркастическим. Слово обладает огромной силой, которую мы часто недооцениваем.

Конечный результат воспитания всегда проявляется в поведении, поступках, деятельности человека. Этим же измеряется и уровень воспитанности. И чтобы то, к чему мы призываем детей, реализовывалось в их повседневной жизни, учебе, общении, нужна практика поведения. Ребенок не вырастет добрым, отзывчивым и внимательным, если мы, давая лакомство, не предложим ему поделиться с мамой, братом, другом.

Какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, поняли в поведении собственных родителей. Здесь может оказать решающее влияние все: какими были наши родители, когда радовались, когда огорчались, как сердились, как хвалили и наказывали, как разрешали конфликты, какими были их семейные ссоры, как выражали свое расположение и немилость. Вся эта сложная гамма детских впечатлений от поведения родителей, часто помимо нашей воли и сознания, проявляется в то время, когда мы сами становимся родителями. Психологи утверждают, что эмоции детей, вызванные взаимоотношениями с родителями, обладают огромной моделирующей силой. Что-то из этих впечатлений остается навсегда с нами.

Можно с уверенностью сказать, что резервы воспитания неисчерпаемы. Их надо искать, творчески переосмысливать и использовать с учетом специфики семьи, возраста детей, социальных условий жизни. Определить свой воспитательный потенциал, подсказать формы общения с детьми, приемы воспитательных воздействий вам помогут задания, представленные в данном разделе.

Тест

«СОВПАДАЮТ ЛИ ВАШИ ВЗГЛЯДЫ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

Оцените нижеприведенные высказывания о воспитании малыша и отметьте, какие из них кажутся правильными (П), сомнительными (?), а какие – неверными (Н). Обсудите обнаружившиеся расхождения во взглядах.

Высказывания

П

?

Н

В первые три месяца младенцу необходимы только сон, еда, покой

Отцу нужно включиться в контакт с младенцем только тогда, когда малыш начинает что-то понимать и узнавать знакомые лица

Разговор с ребенком, который еще ничего не понимает, не имеет никакого смысла

Если мать занимается исключительно малышом, т.е. не ходит на работу, то отцу ни к чему учиться носить, кормить, поить, пеленать, нянчить ребенка

Всем младенцам нужно одно и то же, поэтому достаточно делать все в точности так, как рекомендуют книги, и все будет в порядке

С первых же дней жизни у ребенка должно быть множество игрушек,  которые будут его развивать. Пока ребенок не говорит, потребности у него в основном «биологические» (еда, питье, переодевание), а духовные потребности появляются только в конце первого года жизни, с появлением речи

Правильные ответы ниже в разделе "КЛЮЧИ" К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИГРАМ И ЗАДАНИЯМ

Тест

«ОТЕЦ В СЕМЬЕ»

Определите свою ориентацию на роль отца в семье. Оцените утверждения следующим образом: «согласен», «не вполне согласен», «не согласен».

1.    Мужчина лучше справляется с большим ребенком, чем с маленьким.

2.    После развода дети должны оставаться с матерью.

3.    Хороший муж обычно бывает и хорошим отцом.

4.    Мужчины, как правило, не умеют проявлять свои чувства так же открыто, как женщины.

5.    В вопросах воспитания мнение отца должно быть решающим.

6.    Первое время после рождения малыша женщина может уделять мужу меньше внимания.

7.    Лучше вообще жить без. отца, чем терпеть отца равнодушного.

8.    Поскольку считается, что женщина все делает лучше мужчины, пусть она и воспитывает детей.

9.    Когда у ребенка что-то не ладится, он всегда идет к матери.

10.Чем сильнее любовь к малышу, тем легче его воспитывать.

11.Отец должен только тогда вмешиваться в воспитание, когда жена об этом попросит.

12.После развода родителей маленький ребенок совершенно не замечает отсутствие отца.

13.Женщины, как правило, балуют детей.

14.Отцам полезно проводить отпуск вместе с детьми.

15.Мальчики с ранних лет должны воспитываться иначе, чем девочки.

16.Некоторые дети охотнее проводят время с отцом, чем с матерью.

17.Я представляю, что ребенок для моей (моего) жены (мужа) будет важнее, чем я.

18.Во всех вопросах воспитания я смогу успешно заменить жену (мужа).

19.Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.

20.Моя жена (мой муж) всегда будет вмешиваться, когда я буду начинать заниматься с детьми.

21.Мужчина при желании может обращаться с новорожденным не хуже женщины.

22.Отец важнее для сына, чем для дочери.

23.Моя жена (мой муж) не будет относиться ко мне серьезно как к воспитателю.

24.Когда в семье есть бабушка, воспитывать ребенка намного легче.

Оценка результатов ниже в разделе "КЛЮЧИ" К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИГРАМ И ЗАДАНИЯМ

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

ЗАПОВЕДИ РАЗУМНОГО ВОСПИТАНИЯ

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними. Возможно, удастся дополнить эти тезисы.

Заповедь первая: никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Заповедь вторая: ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

Заповедь третья: предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвертая: не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь пятая: не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что...».

Заповедь шестая: если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь седьмая: оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным.

Заповедь восьмая: дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая: воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от нее к сегодняшней.

Заповедь десятая: воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

ПСЕВДОВОСПИТАНИЕ

В городе Иваново, во Дворце культуры и техники текстильщиков, городской народный университет для женщин обсуждал статью об избиениях детей «Устыдимся, взрослые!» из еженедельника «Семья». Перед началом обсуждения более тысячи женщин заполнили анкету.

1.    Ваше отношение к этой статье?

Только трое считают, что подобные темы обсуждать не следует.

2.    Нужна ли, по-вашему, строгость в воспитании? Участники опроса единогласно проголосовали за строгость.

3.    Какое наказание вы считаете самым сильным для своего ребенка?

Тут мнения разделились: 70 процентов родителей – сторонники нефизических методов. В том числе:

40 процентов – молчание, осуждение, лишение общения.

33-летний инженер, мать 10-летней девочки: «Просто не разговариваю с ней, не замечаю».

40-летняя служащая, мать 12-летней девочки и 8-летнего мальчика: «Молчу, пока не осознает свой поступок до слез».

20 процентов – лишение удовольствий (покупки сладостей, прогулки, просмотра телепередач и т. п.).

39-летний контролер, мать 13-летнего мальчика: «Если нагрубит или принесет двойку из школы, не даю смотреть телевизор в течение недели».

30-летний инженер, мать 9-летней девочки: «Перед сном не читаю книгу, не покупаю сладостей». 10 процентов – угол.

25-летняя сновальщица, мать 3-летней девочки и 4-летнего мальчика: «Ставлю в угол, стоит там до тех пор, пока не осознает поступок».

Треть родителей считают самым эффективным наказанием – физическое. В том числе: 10 процентов шлепают своих детей. 27-летний инженер, мать 3-летней девочки: «Шлепок по попе, серьезная беседа с папой».

28-летняя учительница – мать 4-летнего мальчика: «Шлепаю, говорю, что такой сын мне не нужен, я его не буду любить».

20 процентов устраивают порку.

34-летняя учительница, мать 10-летнего мальчика: «Крик отца или его удар, а то со мной почти не считается. Я редко бываю дома и всегда спешу».

33-летний инженер, мать 12-летнего мальчика: «Бью сильно ремнем и не пускаю потом гулять».

Девочек, согласно анкетам, бьют ремнем гораздо реже. Зато им больше, чем мальчикам, достается «рукой по попе» и «повышение голоса, словесные унижения».

4.    Можно ли обойтись вообще без битья в воспитании? Большинство убеждено, что можно. Но это в идеале. А в реальной жизни «нервы не выдерживают», «срываются».

Обсудите с мужем (женой) приведенные результаты с точки зрения психолога, врача, юриста. 

Правильные ответы ниже в разделе "КЛЮЧИ" К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИГРАМ И ЗАДАНИЯМ

Тест

«ГДЕ СЕБЯ НАРИСОВАТЬ?»

Предлагаем вам шутливый тест. Вокруг стола в два раза больше стульев, чем членов семьи (рис. 49). Предложите ребенку пометить крестиком или нарисовать себя на выбранном им месте. Не мешайте ему советами, пусть подумает. Готово?

Самые лучшие отношения у ребенка с тем из членов семьи, рядом с которыми он себя нарисовал. Этот человек оказывает на него наибольшее влияние. Если ребенок выбрал место между бабушкой и дедушкой, то их можно поздравить. Если ребенок нарисовал себя отдельно, то... Так ли уж ему хорошо в семье?

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

УПРЯМСТВО

Почитайте отрывок из беседы мамы с психологом. Попробуйте определить, как быть с таким ребенком.

«С некоторых пор малыша будто подменили. Прежде ласковый и послушный, он вдруг превратился в капризного, несговорчивого упрямца. На любое слово родителей отвечает: «Нет! Не буду!», «Не хочу!». Попробуй ему в чем-то отказать – он закатит настоящую истерику. Неужели характер ребенка непоправимо испортился? Как теперь с ним себя вести?»

Мнение психолога

Для начала оговоримся, что упрямство может быть ситуативным («вообще-то он хороший, но иногда как упрется...»), а может стать чертой характера («он всегда нарочно все делает наоборот...»).

Типичные причины таковы:

Ситуативное упрямство

–     Ребенку неприятно то, что предлагает ему взрослый: он действительно не любит молоко, действительно еще не хочет спать, действительно хочет поиграть именно с этой игрушкой.

–     Возможно, ребенок капризничает оттого, что устал или плохо себя чувствует.

Прежде всего подумайте, нельзя ли уступить ему или найти компромиссное решение (например, «выпей полчашки молока, а остальное оставишь; поиграй еще десять минут, и пойдем спать; давай купим эту игрушку, когда я получу деньги»). В подавляющем большинстве случаев такое решение найти можно. Однако бывают случаи, когда уступить все же нельзя.

Тогда в зависимости от возраста ребенка можно сделать следующее:

1.    Объяснить ребенку, почему вы не можете сделать так, как он хочет. Ваше объяснение должно быть честным и убедительным. Помните, что пространные философские рассуждения о несовершенстве мироздания, в котором человек обречен страдать, тут неуместны.

2.    Иногда, чтобы облегчить состояние ребенка, сделайте вместе с ним то, что требуется, например, выпейте горячего молока с пенками.

Желательно признать вслух, что то, что вы от него требуете, действительно неприятно. («Я сама в детстве терпеть не могла горячее молоко, но если мы не будем его пить, то не поправимся и не сможем пойти гулять...»). Но даже если вы считаете, что речь идет о ерунде, покажите, что уважаете право ребенка считать иначе. Увещевания типа «почему ты не любишь есть капусту – ведь она такая вкусная» бессмысленны, так как о вкусах не спорят. Можно сказать так: «Я знаю, что ты не любишь капусту. Съешь три ложки – и забудем о ней. Обещаю тебе, что на ужин капусты не будет». Уничижающие высказывания типа «что это за парень, который не ест все подряд» – не для детей. Это вы можете говорить сами себе, когда приходится есть что-то невкусное.

3.Иногда ребенка можно «подкупить»: «Закапаем эти противные капли, а потом я тебе дам конфету». Дело здесь, конечно, не в подкупе, а в том, что ужасная перспектива горечи во рту обещает смениться приятной – сладкой конфетой.

4.    Если ребенок маленький, можно включить неприятное действие или процедуру в игру: предложить дочке, которая категорически отказывается есть, покормить своего не менее упрямого мишку.

5.    Иногда целесообразно просто отвлечь внимание ребенка предметом («смотри, какая машина проехала за окном»), событием («как славно играют эти собачки») или просто неожиданным поворотом мысли («а кстати, кто же у нас вчера в лото выиграл?»).

6.    Иногда помогает и ход от противного: «Только не вздумай выпить это молоко! Иначе мне ничего не достанется». Дети прекрасно понимают, что это шутка, но молоко молниеносно выпивается, как только вы выходите из комнаты. Можно, вернувшись, удивиться и поинтересоваться, куда же девалось молоко. Если дети скажут, что приходил Серый Волк,– прекрасно! Отныне этот персонаж будет всегда помогать вам добиваться своего.

Что могут сделать родители?

–      Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

–      Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

–      Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругань в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

–      Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

–      Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

«КЛЮЧИ» К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИГРАМ И ЗАДАНИЯМ

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ:  «СОВПАДАЮТ ЛИ ВАШИ ВЗГЛЯДЫ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА!»

Все приведенные высказывания ошибочны. Такое очевидное несовпадение приводит к претензиям и обидам. Она обвиняет его в том, что он:

–      слишком много времени проводит вне дома, интересуется всем на свете, кроме семьи;

–      не помогает по хозяйству;

–      совсем ее разлюбил. Ему не нравится, что она:

–      постоянно всем недовольна, совсем его «запилила»;

–      целыми днями в заношенном халате, непричесанная;

–      говорит только о горшках и пеленках;

–      не проявляет ласки.

Ничего фатального в ситуации нет, если найти общий язык.

Ему следует понять, что:

–      женщина, родившая ребенка, перестраивается и физиологически, и психологически. Весь мир для нее в младенце;

–      молодой маме необходимо особое внимание, снисходительное отношение к ее повышенной раздражительности. Нельзя требовать от нее в этот период широты интересов;

–      участие в заботах о ребенке и помощь жене – святая обязанность мужа, если он не хочет конфликтов в семье;

–      хотя бы раз в неделю жена нуждается в отдыхе и переключении от бытовых хлопот – ей лучше всего уехать на несколько часов из дома (в гости, в кино, на прогулку), а мужа оставить с малышом.

Ей стоит учитывать, что:

–      любовь мужа к ребенку возникает постепенно, по мере того как он привыкает к нему и все более участвует в его воспитании;

–      ребенку нужно внушать, что он все может, если

–      только поверит в себя и будет работать;

–      в любых проступках ребенка следует прежде всего винить себя;

–      нельзя пытаться «лепить» своего ребенка, надо видеть в нем личность, а не объект воспитания.

Собственные воспоминания о своем детстве помогают воспитывать ребенка. Воспитывают не слова, а личный пример.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ:  «ОТЕЦ В СЕМЬЕ»

Ответ «согласен» оценивается в 2 балла, «не совсем согласен» – 1; «не согласен» – 0.

Существует три типа отцов: «традиционный отец», «отец-кормилец», «современный отец». Первый тип отцов охарактеризован ответами на вопросы 1, 4, 5, 12, 13, 15, 19, 22. Второй тип – 2, 6, 8, 9, И, 17, 20, 23. Третий тип – 3, 7, 10, 14, 16, 18, 21, 24. Подсчитайте, сколько баллов по каждому из трех типов отцов вы набрали. Какой показатель больше, на такой тип отца в семейной жизни вы ориентируетесь. Максимальный результат по одному из типов должен быть более 9 баллов. Если меньше, то результат не засчитывается.

«Традиционный отец». Он – глава семьи, представляет ее интересы во всех «внешних отношениях», является последней инстанцией и в решении вопросов, связанных с воспитанием ребенка. Он несколько суров, придает слишком большое значение дисциплине, выполнению детьми своих обязанностей. По мере взросления ребенка отец начинает больше заниматься его воспитанием, особенно воспитанием сыновей. Но сердечных отношений между ними, как правило, нет: Дети обычно относятся к отцу сдержанно, чувствуя, что он не слишком хорошо осведомлен об их нуждах и потребностях.

«Отец-кормилец». Мужчина предоставляет жене полную свободу в вопросах воспитания. Он считает, что все равно не может заменить жену в области педагогики, тем более что постоянно занят служебными делами. Но даже в свободное время он не горит желанием заняться детьми. Неудивительно, что со временем дети перестают относиться к нему серьезно. В такой ситуации женщине, видимо, стоит пойти на небольшую хитрость – изредка уезжать из дома хотя бы на несколько дней, оставляя детей под опекой мужа. Тем самым мужчина понял бы, что вы доверяете ему как отцу.

«Современный отец». Для такого отца все дела, связанные с ребенком, привычны и очевидны. Хотя у него не так много свободного времени, как ему хотелось бы, вечера он обычно проводит с детьми. Он любит детей, часто говорит им об этом, умеет не только играть со старшими детьми, но и пеленать грудных. Дети его обожают. Неудивительно, что со своими проблемами они в равной мере обращаются и к нему, и к матери.

КЛЮЧИ К ТЕСТУ: УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: ПСЕВДОВОСПИТАНИЕ

Мнение психолога. Не каждый понимает, что скрывается за строгостью, даже если она подкреплена хмурым сдвиганием бровей или резким словом. Эти жесты будут действенны только тогда, когда они в прошлом опыте ребенка были связаны с болью или каким-либо другим видом страдания. Надо, думает родитель, хоть раз основательно ребенка выпороть, чтобы он визжал и закатывался от боли, тогда он будет хорошо понимать смысл этих жестов и слов.

Формула строгости является оправданием жестокости, так как граница между строгостью и жестокостью размыта и произвольна. Причем всегда вступает в силу логика самооправдания: «Я ему желаю счастья. Я строг, но справедлив!», «Меня били и держали в строгости, и я вырос неплохим человеком. Я из него (нее) человека сделаю!». Строгость превращается в жестокость сразу же, как только родитель входит во вкус, когда ему начинает нравиться быть строгим, и он самоутверждается таким образом беспрепятственно.

Что же значит обходиться без строгости? Не является ли эта установка попустительством, потворством своеволию и строптивости ребенка? На самом деле процесс формирования человеческого поведения, личности и характера, согласно законам психологии, может идти без примитивного вымещения родителями своего гнева. Есть замена строгости в виде совершенно противоположной установки – любви.

Стратегия любви – самая совершенная стратегия воспитания, которая в процессе своей реализации делает излишним не только битье, но вообще строгость. Любимый ребенок сам к себе более строг, чем могут быть к нему строги мать или отец. Нетрудно понять, если поразмыслить спокойно, без предрассудков, что мы придерживаемся идеологии строгости в воспитании потому, что это дает нам удовлетворение. Часто и разрядку. Мы бьем детей потому, что нуждаемся в утолении агрессивных позывов.

Почему же мы агрессивны? Причин агрессии бесчисленное множество. Например, в два часа пополудни пятиклассник должен сидеть, согнувшись за столом, и писать домашнее задание. А он не сидит, а, скажем, играет с котом. Получается расхождение между тем, каким сын должен быть по представлению родителей и каков он в данной ситуации. Известно, что самая примитивная и древняя реакция на неприятность, страдание, дискомфорт – агрессия. А ребенок безответен. Если взрослый, коллега не соответствует моим ожиданиям и «не слушается меня», то я его не бью просто потому, что боюсь. Ведь это взрослый, может дать сдачи! Но ребенок сдачи не дает, поэтому к нему можно применять меры строгости.

Мы бьем детей потому, что нетерпимы. Наши представления о детям не живые, а абстрактные, мы часто не принимаем детей такими, какими они есть: «Раз он ребенок, он должен». Нетерпимость быстро превращается в гнев и агрессию. Поэтому бьем. Способы битья многообразны, чаще всего, конечно, бьем словом, семейными сценами, пока нам внутренний голос не подсказывает: «А ну, возьми ремень!».

Мы бьем детей из желания самоутвердиться. Авторитарность и власть могут быть реализованы тут почти безгранично. Мы стремимся программировать детское поведение настолько жестко, что всегда найдется повод для недовольства и строгости. Если это оставить так, без возмездия, то «он испортится», а мы за него отвечаем. Я добропорядочный гражданин и уважаю законы.

Мы бьем детей из тщеславия. Мой ребенок должен быть хорошим! Раз он плохой, то его надо исправлять, делать хорошим. Как? Поскольку родитель очень редко задумывается над этим, то при первой неудаче он делается гневным, а гнев ищет выхода. Мы не всегда умеем любить, поэтому пустота заполняется псевдовоспитанием.

Родитель может бить ребенка и из страха. Он думает: «Если зло не пресечь, то оно разрастается». Боится, что упрямый ребенок, коль его не бить, обязательно вырастет упрямым; если за ложь не бить, то вырастет лживым. Это обычное заблуждение: ребенок становится упрямым именно потому, что его бьют, обижают, и это его протест.

Мнение врача. В детские лечебные учреждения поступают дети, избитые родителями. Недалеко не всегда врачи могут доказать, что травма получена от «воспитателя». Естественно, родители называют другие причины – упал со стула, стукнулся об угол, хотя специалистам по множественности ушибов, синякам, кровоподтекам ясно, в чем тут дело.

Чаще всего ребенок становится жертвой «пьяной» педагогики, когда родитель во хмелю начинает его наставлять на путь истинный, бьет в угаре чем попало, нанося весьма серьезные повреждения. Так, через одно отделение хирургии в год проходит более двух тысяч детей, среди которых около 20 официально признаются покалеченными собственными родителями. В действительности эта цифра значительно выше.

Необходимо искать и развивать средства общественной защиты детей, которых бьют дома. Нужна обстановка всеобщей нетерпимости к таким фактам. Плохо пока срабатывает в подобных ситуациях наша юридическая система.

Мнение юриста. Что юридически понимается под истязанием? В Уголовном Кодексе записано: «Истязания – это систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязания». Такие действия наказываются лишением свободы на срок до 3 лет.

Как видите, законом предусмотрена ответственность родителей, занимающихся рукоприкладством. Однако на практике все гораздо сложнее, уголовные дела по этой статье возбуждаются крайне редко. Трудно определить действия родителей именно как истязания. Допустим, дома ребенка избили, на теле остались следы побоев, но надо еще доказать, что они носят характер истязания. Для этого с помощью врача необходимо установить систематичность, повторяемость избиений. А кто поведет добровольно своего ребенка на медицинское освидетельствование? Замкнутый круг получается.

Существует, правда, и другая статья Уголовного Кодекса, которая гласит: «Умышленное легкое телесное повреждение или побои наказываются лишением свободы сроком до 1 года или исправительными работами на тот же срок». Но и здесь трудность в установлении истинных причин травм, полученных ребенком. Так что и данная статья используется редко.

Следует помнить, что запрет телесных наказаний детей введен еще в 1918 году, а пять лет спустя утвержден в Уставе единой трудовой школы. Эти документы оказали влияние и на семейную педагогику. Помимо юридических рычагов нужны серьезные воспитательные меры, педагогический и психологический ликбез родителей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.