Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Я (мой ребенок) пользуюсь (буду пользоваться) следующими платными образовательными услугами в школе
Всего 97 человек

Педагогам

Дата: 26 февраля 2016 в 11:14, Обновлено 5 февраля в 20:54

В помощь классному руководителю

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Выявление неблагополучия в семьях учащихся

Рекомендации педагогам по работе с проблемными учащимися

Рекомендации педагогам по профилактике суицидального поведения среди подростков

     За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.

   Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия (насилие может быть психологическим); родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причины суицидального поведения:

  Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

  Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

  Подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

   Для многих склонных к самоубийству подростков характерна высокая внушаемость к подражанию.

  Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины или страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны.

  Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они заживут в мире и согласии.

   Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться.

   Заставить себя замолчать, осознать свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптеке, подоконник в вашей – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Признаки суицидального поведения:

    Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

  • Словесные признаки.
  • Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
  • Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  • Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  • Много шутить на тему самоубийства.
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

           - в еде – есть слишком мало или слишком много;

           - во сне – спать слишком мало или слишком много;

           - во внешнем виде – стать неряшливым;

           - в школьных привычках – пропускать занятия;

           - замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

  • Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
  • Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  • Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  • Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  • Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи.
  • Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей.
  • Слишком критически настроен по отношению к себе

Рекомендации педагогам  в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

«Признаки и симптомы подросткового алкоголизма

Признаки употребления алкоголя подростками могут зависеть от индивидуальных, генетических особенностей организма, наличия лекарственных средств, количества выпитого, частоты, с которой отрок употребляет алкоголь. Наиболее распространенные признаки и симптомы злоупотребления алкоголем подростками включают:

Поведенческие симптомы:

  • Кардинальные изменения успеваемости.
  • Пренебрежение учебой, обязанностями в школе, частые прогулы (объясняет усталостью и болезнью).
  • Изменение круга друзей. Категорически отказывается знакомить родителей с новыми друзьями.
  • Потеря интереса к прошлым увлечениям, целям.
  • Снижение личной гигиены. Обычно подростки уделяют много времени, внимания своей внешности, поэтому внезапное пренебрежение гигиеной, внешностью (грязный внешний вид) может быть первым признаком.
  • Явные изменения поведения: пассивность, агрессивность.
  • Внезапная необъяснимая потребность в деньгах; частая пропажа денег или ценностей из жилья.
  • Изменившиеся отношения с членами семьи или друзьями: нервозность, бесконечные отговорки по любому поводу. Уклончивые ответы на вопрос «где ты был?»
  • Злоба, гнев, агрессия к подозревающим их в употреблении спиртного (на воре, как говорят, шапка горит).
  • Бесшабашное вождение, ДТП или необъяснимые вмятины автомобиля.
  • Правовые проблемы: драки, хулиганство, воровство.
  • Необщительность, скрытность, отсюда нежелание впускать кого-то в свою комнату, поэтому двери всегда держит на замке.
  • Скрытые телефонные звонки.

Физические симптомы:

  • Запах перегара, одежда пропитана запахом алкоголя.
  • Остекленные, налитые кровью глаза.
  • Желание избежать зрительного контакта с собеседником (боится смотреть в глаза).
  • Частые головные боли, тошнота, чувствительность к звуку (особенно по утрам из-за похмелья).
  • Покраснение на щеках и лице.
  • Нечленораздельная, невнятная речь, путаница.
  • Внешние проявления опьянения.
  • Изменения в структуре сна.
  • Резкое, внезапное увеличение или потеря веса.
  • Проблемы с координацией движения, медленные рефлексы.

Когнитивные симптомы:

  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Дефицит краткосрочной памяти (не в состоянии объяснить, вспомнить, что происходило в течение каких-то определенных периодов времени).
  • Забывчивость и частые опоздания куда-либо.

Психосоциальные симптомы:

  • Депрессия.
  • Частые перепады настроения, эмоциональная нестабильность, раздражительность.
  • Беспокойство.
  • Использование алкоголя, чтобы заглушить эмоции.
  • Повышенная утомляемость.
  • Уход из дома, желание избегать общения с семьей, проводить больше времени в одиночестве.

Бывают и другие признаки алкогольной зависимости подростка, которые напрямую не связанные с физическими, социальными, эмоциональными симптомами. Например, не обнаруживается ли дома пропажа алкоголя или уменьшение содержимого в бутылках домашнего бара? Подростки, не имея средств или возможности приобретения алкогольных напитков, могут легко воспользоваться домашним баром.

Важно помнить: этот список — неабсолютное руководство для определения алкоголизма у подростков. Подрастая, ребенок проходит через фазы взросления, которые могут менять его поведение, настроение.

На определенном этапе взросления все подростки экспериментируют, это нормально! Один из таких экспериментов — немного спиртного, чтобы почувствовать себя взрослее. Тогда достаточно просто откровенного, честного и спокойного разговора с ними.

Ненормально тогда, когда большинство описанных признаков проявляются на протяжении длительного времени.

«Школьные перегрузки: преодолеваем вместе» 

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ребенок от природы капризен и непослушен. Нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

  1. Итак, первый показатель школьной перегрузки – вес ребенка. Если школьник стал стремительно худеть – организму нужно больше отдыха и правильно организованного питания. Для контроля над весом ребенка его нужно ставить на весы не реже 1 раза в месяц.
  2. Второй показатель переутомления школьника – его стабильно плохое настроение и признаки депрессии: повышенная утомляемость, слабость, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше вызывали живое участие ребенка.
  3. Третий важный показатель – ухудшение аппетита. Если ребенок игнорирует страстно любимые раньше мамины пирожки и равнодушен к обожаемым прежде пирожным – дело плохо. Стоит обратить внимание на то, сколько часов в день школьник посвящает урокам и достаточно ли гуляет на свежем воздухе.
  4. Четвертый показатель здоровья ребенка – его движения. Дурная привычка постоянно грызть ногти – не прихоть ребенка, а первый звоночек стрессового состояния. Скрипение зубами во сне, ночные кошмары, синяки под глазами, подергивание века, легкое заикание относим к той же категории. Для начала нужно снизить школьную нагрузку ребенка, поменьше ругать его и давать высыпаться. Не помогает – ведите своего школьника к психологу – такие визиты напрасными не бывают.
  5. Пятый важный показатель пошатнувшегося здоровья ребенка – его поведение на уроках. Если ребенок плохо слушает учителя, задирает одноклассников, невпопад отвечает на вопросы или, наоборот – не проявляет никакого интереса к занятиям, вял и безынициативен – бейте тревогу. Это может быть банальное переутомление, а вовсе не желание насолить самому себе, испортив показатели табеля.
  6. И, наконец, обратите внимание на артериальное давление ребенка. Это – важный симптом того, в порядке ли организм. Нормальным давлением для взрослого человека считается 120х80. Для ребенка эти показатели завышены. Верхнее давление ребенка в норме – 100-80. Если верхний показатель артериального давления школьника до 14 лет больше «всего» на 5 единиц и составляет 115 мм рт. ст., это может быть серьезным сигналом школьной перегрузки.

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

Как сделать нагрузку разумной?

1. Определить для ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными.

2. Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

3. Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

4. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные права и интересы без конфликтов.

2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

·         оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

·         ухудшают качество мышления;

·         снижают объективн6ость оценки окружающих;

·         по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.

4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

6. Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективн6ость работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

 9. Постоянно учитесь без каких либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать всё же гораздо легче, чем взрослых людей.

10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая психологически комфортную среду в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты.

12. Расширяйте пространственные границы мировосприятия. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень-то умно.

13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной страны, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень то умно.

14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

15. Расширяйтесь содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы в классе. Благополучие ребёнка в школе во многом зависит от чуткости и наблюдательности его учителей.

  1. Пресекайте любые насмешки  над неудачами одноклассников и любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
  2. Если по каким-либо причинам репутация ребёнка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива.
  3. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребёнка перед всем классом. По возможности надо воздерживаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличённым во лжи или воровстве.
  4. Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.
  5. Оценки за контрольные работы желательно не объявлять публично, а выставлять в дневники. Разбор ошибок необходимо делать либо, не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально.
  6. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с учениками.
  7. Полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребёнка, на примерах из жизни или литературы.
  8. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки.
  9. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счёт собственных способностей, а не за счёт унижения других.
  10. При распределении ребят по парам или командам лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
  11. При наличии отвергаемого ребёнка, имеет смысл поговорить с ребятами о причинах их отношения. Обратить их внимание на чувства жертвы, его положительные качества.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.